Швейцария. 5 историй

Изумрудные озера между Интерлакеном и Люцерной.

В ЦюрихеВ Швейцарии оказалось не так дорого, как казалось изначально, но, все равно — дорого. Маршрут поездки менялся вплоть до последнего дня и вырос из обычного тура по северным городам «Цюрих — Берн — Женева» в, почти, полное изучение страны. Постепенно нанизывались обязательные точки посещения — пик Юнгфрау, «Ледниковый экспресс», Лихтенштейнский автобус, вода Эвьян, Дом Эйнштейна. Вместе с этим уменьшался доступный лимит на гастрономические приключения.

В Швейцарии главный мотив путешествия — быть в дороге.

В переулках ЦюрихаSwisspass мы купили сразу в аэропорту, как только прилетели в Цюрих. После недели путешествия провели бухгалтерский анализ и выяснилось, что Swiss Travel Pass выгоднее на 100 франков, чем если бы мы его не покупали вообще.

Можно было взять и Swis Half Fare Card – это, когда ты покупаешь билет на станции, но за полцены. Расчеты показали, что с ним бы мы потратили столько же как со Swiss Travel Pass, только везде надо было бы покупать билеты и платить за случайные музеи. Так что, рекомендую смело брать Swiss Travel Pass, если в Швейцарию едете впервые.

Свисспасс на 8 дней

 На остановке в Лихтенштейне 

На остановке в Шане - ШвейцарияВо второй день пребывания в Швейцарии мы несколько часов потратили на Лихтенштейн и на его столицу — Вадуц. В стране действует система под названием «Лихтенштейнский автобус». Про это, даже, есть отдельная страница на Википедии . Из Цюриха удобнее всего попасть в страну через приграничный город Букс (Buchs).

Но самое поразительное ожидает на перевалочной станции Шан (Schaan) — это общий туалет. Вертикальность видео подчеркивает изумление от увиденного.

 История с контроллером в «Ледниковом Экспрессе»

Через всю Швейцарию пролегает маршрут «Ледникового экспресса» (Glacier Express). Групповое развлечение для уставших туристов и очень удобный способ проехать южную горную Швейцарию.

Экспресс курсирует от Санкт-Морица или Давоса до Церматта, и, как раз, пролегает через городок Кур (Chur), который в России если и известен, то как место, где в свое время завершился тот самый поход Александра Суворова. Чтя традиции, мы также заночевали в Куре, а утром уже пошли на городской вокзал.

Рядом с рюкзаками два литровых бутыля Эвьяна — незаменимые спутники по Швейцарии.
Рядом с рюкзаками два литровых бутыля Эвьяна — незаменимые спутники по Швейцарии.

Места в поезде были забронированы за полтора месяца до путешествия на официальном сайте экспресса . Сама система бронирования платная, простая и добровольно-принудительная. То есть бронь обязательна, но билет на экспресс покупается на месте. А если у вас в кармане Swisspass, то платить ничего не нужно.

Внутри поезда нас ожидала стройная группа китайцев. Все места в вагоне были заняты, кроме двух. Напротив за столиком сидела в полудреме китаянка, не обращавшая внимания на красоты за окном. Методом дедукции стало ясно, что с нами ехал вожатый-экскурсовод, видевший эти пейзажи в какой-то там раз.

Второй Итальянский пейзаж на юге ШвейцарииПо коридору туда-сюда ежеминутно сновали официанты, разносившие заранее уплаченное китайцами их трехразовое питание. Вплоть до города Андермартт (середины маршрута) на столы наших соседей прилетели первое, второе, третье и десерт. Наш сосед-вожатый вяло тыкал вилкой в тефтели и тирамису и больше спал, чем ел. Мы же никакие обеды заранее не заказывали, что рекомендую и вам. Лучше перед поездом забежать в супермаркет и купить холодный кофе и нарезанный кубиками твердый сыр.

Как только экспресс преодолел самую высокую точку маршрута (Oberalpplass) китайцы засуетились и через несколько минут вышли в Андермартте, оставив нас двоих на весь вагон.

После того, как китайцы покинули экспресс
Общий вид последнего вагона в «Ледниковом Экспрессе»

Тут же в поезд зашел контроллер, проверил у нас билеты и сел через несколько сидений позади от нас. Молодой худощавый парень сначала что-то отметил в бланках, а потом стал вполголоса разговаривать по телефону. И чем больше он это делал, тем четче я понимал, что он разговаривает на вполне сносном русском языке.

Мост через ущелье на юге Швейцарии.  Район Церматта.В этот раз дедукция была отложена, потому что я подошел и спросил: «Вы говорите по-русски?».

Оказалось, что этот парень совсем швейцарец, а вот жена его как раз с Украины. Поженились и живут теперь в Виспе (Visp). Рассказал, что бывал в России — в Петербурге и Казани. Особенно понравилось в Казани— красиво и просторно. А здесь, в горах, говорит скучненько, размеренно.

Осенью собирался с женой полететь в Днепропетровск, но после того, как под Донецком упал самолет, решил отказаться, но не знает как сдать билеты и вернуть деньги. Мы ему парировали, что Днепропетровск — это совсем в стороне от Донецка, но для него все было решено.

Подъезжая к Церматту он вывалил нам на стол горсть фирменного экспрессовского печенья и пожелал удачно погулять по городу. В Церматте у нас было два часа, после чего надо было бежать уже на обычную электричку до Интерлакена.

 Как сгореть на Юнгфрауйох

Одна из пересадок до ЮнгфрауйохОтправляться на Юнграфау лучше всего рано утром из Интерлакена. Здесь много гостиниц по терпимому ценнику. Расписание всех поездов из Интерлакена до Юнгрфрау (Jungfrau) выстроено таким образом, что потеряться невозможно. Приходишь утром на вокзал Interlaken Ost и в кассе тебе продают всю цепочку маршрута — это три поезда с двумя пересадками. Из-за обилия китайцев и пенсионеров в вагонах будьте готовы бороться за сидячие места.

Уточнение: По железной дороге, конечно, нельзя добраться до самого пика Юнгфрау. Он находится на высоте 4158 метров. Поезда останавливаются на конечной станции (3458 метров) — вокзале, который называется Юнгфрауйох (Jungfraujoch), а уже оттуда открывается вид на саму горную вершину Юнгфрау.

Билет до ЮнгфрауРекомендую изначально покупать Swisspass — с ним выйдет приятная скидка. Нам каждый билет обошелся в 131 франк (сумасшедшие деньги, на самом деле).

С другой стороны за эти деньги впереди ожидает спланированный и комфортный маршрут, с которого невозможно сбиться. Швейцарцы на каждом этапе координируют действие толпы, а наверху — на Юнгфрауйох — везде стрелочки, карты, музей, ресторан, подарки, обсерватория и вид на горы и ледник.

Карта окрестностей Юнгфрауйох

Раньше я так близко гор в снегу никогда не видел, а тут летом, пусть и из дождливых +20, ты оказываешься на вершине Фотография из рук петербурженки на фоне пика Мёнхгоры, на которой ±0, и лупит солнце. Для созерцания за Юнгфрау и ледником, который зажат в долине между гряды гор, на Юнгфрауйох сделана маленькая плато-площадка. Там же весь мир делает селфи. Среди речей услышал русские голоса — попросил женщину из Петербурга запечатлеть на фоне, как нам казалось, Юнгфрау. После оказалось, что это другой пик — Мёнх (Mönch).

Изначально так и планировалось, что на воздухе пробудем 10-20 минут. Горы пусть и захватывают дух, но ютиться на смотровой площадке дольше — неинтересно. Из-за этого, там, внизу, в гостинице, было решено солнечным кремом не мазаться. А зря.

Роковой поворот произошел после того, как на карте-схеме мы увидели пунктирный маршрут от обсерватории до обратной стороны той самой горы Мёнх. Там, якобы, должна была располагаться хижина.

Под палящим солнцем мы начали движение к обратной стороне Мёнха. Чем дальше мы продвигались, тем меньше людей шли рядом, еще меньше шли навстречу. Солнечные лучи били с двух сторон — напрямую и отражаясь от белоснежного снега. В пуховике уже было жарко, а уталить жажду было нечем. На середине пути у нас-таки оказалась бутылка воды — добрые люди отдали свою флягу после моих «Хэв ю э литл пис оф воттер».

Птицы у хижины горы МёнхВ хижину мы добрались без сил. Из обсерватории ее не было видно, притесанная к скале в ней базировалась мини-ночлежка и кафе-ресторан, в котором, очень кстати, оказались густой суп с сосисками и несколькими кусками хлеба.

Обратный бросок до обсерватории откладывать было нельзя — последний поезд отходил в районе пяти вечера. Тем временем над горами спустился туман.Назад мы шли на ощупь, за несколько метров нельзя было разглядеть ничего, кроме протоптанной тропинки.

В электричках мы уже ехали измотанными совсем. Горы, горы, пересадка, горы, пересадка, горы, Интерлакен, гостиница. Вечером впервые попробовал фондю. Перед сном заметил, что очень жарко, а лицо будто горит. На следующее утро я проснулся с чувством, что у меня не лицо, а филиал перца халапеньо.

Кожа сгорела даже на губах, внутри ноздрей и под бородой. Из-за ожога кожа выделяла неприятную желтоватую жидкость. Только спустя сутки кожа высохла и стала темнеть, а через три дня я постепенно стал облезать. Чтобы быстрее восстановиться, два раза в день мазался Стилексом (Stilex) и первое время пил обезболивающие таблетки. Думаю, этот комплекс ускорил процесс регенерации.

Полностью кожа восстановилась через дней десять. Интересное ощущение было, когда Под мостом в городе Берн в кепке с длинным козырькомсходила кожа с изгибов — ноздрей и губ — как настоящий панцирь.

Оставшуюся поездку по Швейцарии проходил в кепке с огромным козырьком, купленной в переходе железнодорожного вокзала города Люцерна. Одевая косоворотку, я был похож на фермера из какой-нибудь американской Аризоны, который выиграл тур-путевку по профсоюзовской лотерее.

Три часа в Люцерне
Изумрудные озера между Интерлакеном и Люцерной.
Изумрудные озера между Интерлакеном и Люцерной.

В Люцерну мы отправились из Интерлакена. И я считаю, что это самый невероятный перегон, который был в швейцарских горах. Большой перепад высот, горные изумрудные озера и местные городки. Это было так красиво, что про фотоаппарат пришлось забыть.

Деревянный мост в ЛюцернеПосле тихого и горного Интерлакена Люцерна была шумным мегаполисом — подземные переходы, старбаксы. В городе у нас был поинт — посмотреть на скульптуру льва, вырубленную в скалах.

Перебегая от тенька к теньку с пакетом coop, мы отправились в Ледниковый сад. Внутри музея и правда оказался умирающий лев и групповые туристы с групповыми фото. В другой части музея была экспозиция камней, который В Люцерне с пакетом Coopуказывали на существование ледников в этом самом месте много лет назад. Еще дальше было трехэтажное здание, в котором было описание горных систем Швейцарии и некоторые исторические даты.

Одна из экспозиций была посвящена походу Александра Суворова через Альпы. Макеты сражений. Все продублировано на русском языке. До этого музея у меня было представление о походе только одно — карикатурное — «Суворов спустился на копчике с Альп» (привет Задорнову!). Больше я про эту военную кампанию ничего не знал.

В музей мы попали бесплатно, спасибо Swisspass. А спустя три часа вернулись на железнодорожный вокзал, чтобы отъехать в дорогой Берн.

 За водичкой Evian

В Лозанне, по пути за ЭвьяномЭвьян-Ле-Бен — здесь производят ту самую воду Evian. Город французский, и находится по другую сторону Женевского озера от Лозанны. Северная часть Швейцарии равнинная и, скажем так, привычная нашему глазу.

Поезда из Берна мчат быстро — им не приходится забираться на горы и прорезаться через туннели. Чтобы попасть во Францию нужно выйти в Лозанне и спустится на фуникулере с вокзала в порт.

На пароме из Лозанны в ЭвьянИз этого города отходят паромы прямо в Эвьян. Swisspass дает право бесплатно сгонять на этом пароме. На корме корабля развевается огромный швейцарский флаг, на другом конце — маленький французский. Сразу ясно, кто тут главный.

Уже в Лозанне замечаешь, что немецкий язык переходит во французский, паромщики общаются на французском. В Эвьяне окончательно слышна только французская пенсионерская речь. Такие местные Кавказские минеральные воды.

Центром города, конечно, является бювет Кашат (Cachat). Старая часть здания бювета закрыта, но при входе расположен магазин-музей воды Эвьян. История самой воды, как открыли, откуда сейчас добывается, как изменялся дизайн этикетки за десятилетия. Тут Этикетка от Эвьянаже можно купить всякие разные бутылочки воды.

Сам же источник Кашат находится в пятидесяти шагах от бювета в гору. К роднику выстраивается небольшая очередь. Запасливые французы приезжают на своих малолитражках с канистрами и пустыми бутылками. По вкусу это тот самый Эвьян, который в России продается по 130 рублей за бутылку.

Рядом с другим источником воды ЭвьянЗабавно, что люди, приезжающие с канистрами готовы отстоять несколько десятков минут, чтобы
налить воду, именно, из трубы источника Кашат. Хотя рядом с этой трубой врезана табличка, что в 200 метрах есть другая труба — источник Кордельерс — из которого течет точно такая же вода. Только источник называется иначе.

Рядом с другой трубой мы не встретили ни одного человека, хотя вкус воды — натурально тот же Эвьян. Но люди все равно останавливаются у Кашата.

Чуть вдали от исторического центра городка Эвьян-Ле-Бен, рядом с платным городским пляжем находится штаб-квартира воды Эвьян — пятнадцатиэтажный офис-центр. Главный «завод» городка. Где-то в его стенах, наверное, какой-то маркетолог в один из дней воскликнул: «А может Шарапову пригласим?».

Штаб-квартира воды Эвьян в городке Эвьян-Ле-Бен.
Штаб-квартира воды Эвьян в городке Эвьян-Ле-Бен.

Через дорогу от здания находится тонкая прослойка из газона, на котором устроили парк для мини-гольфа. За 10 евро Игра в мини-гольфможно взять пару клюшек, два мячика и пройти 20 лунок. Тебе еще дается листочек и ручка для учета очков. Азарт.

Тут же, на берегу Женевского озера можно присесть на пластиковые кресла и взять холодненького кроненбурга, а потом смотреть как за палкой по камням бегают собаки отдыхающих господ и как отражаются паруса маленьких яхт на озерной глади. Умиротворение.

Где-то там, сверху города и бювета находятся частные дома. К ним можно добраться на фуникулере (который, увы, не работал) или за полчаса пешком. Несколько теннисных кортов, на которых вечером играли уставшие богатые люди, дорогие гостиницы и тихие дворы домиков.

С едой в Эвьяне не получилось. Ресторанный сервис тут застыл в 90-х. Попробовали бы они так поработать в Москве (ха-ха). На следующее утро выпив сомнительный капучино в кофейне мы убежали на паром — обратно в Швейцарию, чтобы улететь из Женевы в Москву.

Прощальный вид на Женевское озеро из Женевы