Испания и Португалия. Семь историй

1650  км и 10 дней – столько нам потребовалось километров и времени, чтобы добраться из Барселоны до нашего самолета из Лиссабона в Москву. В Испании я окончательно понял, что в больших путешествиях хочется заходить в одну точку, а уезжать из другой.В ожидании автобуса в Португалии

Такое было проделано и раньше: «Москва – Рим – Милан – Москва» или «Москва – Цюрих – Женева – Москва». С каждым разом аппетит растет и расстояние тоже. Если в Италии мы проехали около 700 км, то в Швейцарии вышло почти 900 км.

Путешествие по Испании и Португалии в 2015 году оказалось чуть ли не вдвое длиннее – 1650 км. При этом расходы «в день на человека» удалось сократить в 1,5 раза — со всеми перелетами и проживаниями — чуть менее 6 000 рублей в день на человека (средний курс — €1 = 67 рублей). И это при существенном росте цены евровалюты — почти в 2 раза.

Первый набросок плана поездки по Испании и Португалии
Первый набросок плана поездки по Испании и Португалии

В прошлом году мы улетали из Швейцарии, словно убегали из рушившегося дома, схватив с собой, что первое попалось в супермаркете – несколько вязанок сыра Babybel. Отказываться от Европы никак нельзя. Сюда хочется всегда — это близко, понятно и немножко по-другому.

Барселона. Вид из окна съемной комнаты.И Испания оказалось и своей и другой. До этого у меня в голове была такого же размера дыра в восприятии этой страны, сколько она занимается на карте Европы. Да, я знал, что там есть футбол, хамон и гитара. Но сделать из этого прочную связь, как «Италия — архитектура» или «Швейцария — сыр» не получалось.

На изучение у нас было 10 дней. Из них три мы были в Португалии.

Автобусы Alsa

Положите в карман 300 евро. Этого должно хватить на двоих, чтобы проехать на чем угодно 1,5 тысячи километров. Мы ехали на электричке, блаблакаре и автобусе.

В Испании очень удобными оказались автобусные перевозки (хотя казалось бы). Мы ехали на автобусах Alsa. Это такой испанский монополист что ли. У них удобный сайт, где можно посмотреть расписание, купить билет и даже выбрать место .

Гранада. Центральный автовокзал
Гранада. Центральный автовокзал

Самый долгий и самый важный переезд у нас был в середине путешествия. Нам предстояло проехать на автобусе 9,5 часов из маленького приморского городка Гандия в горную историческую Гранаду. Единственным возможным транспортом был автобус Alsa, отправляющийся из Гандии в 9:01.

Именно этот перегон стал определяющим в понимании Испании.

Автобус каждый час заезжал по пути в маленькие городки, продирался по дорогам через взорванные горы. Благодаря тому, что мы заранее заказали билеты на этот долгий маршрут, у нас были почти козырные места – в двух рядах от водителя (а через несколько часов мы уже сидели на передних креслах).

Люди на каждой остановке входили и выходили. В Малаге (в середине маршрута) сменился водитель, а мы продолжали сидеть и были, кажется, единственными старожилами в автобусе. К концу дороги мы устали только от зацикленных видеороликов, идущих по телевизору внутри автобуса. Хорошо, что они были без звука.

Испания оказалась удивительно п р о с т о р н о й страной. Пейзаж с горизонтом, где где-то там виднеются огромные, гигантские горы до которых тянутся марсианские красные пески, утыканные оливковыми(?) деревьями.

Как в каком-нибудь американском калифорнийском кино проезжаешь маленькие поселки с побитой вывеской Restaraunt. Палящее солнце, пыльные машины, один за другим автовокзалы со сломанными унитазами.

Официальным саундтреком Испании стал альбом Aelita группы Mando Diao, в особенности композиция If I Don’t Have You .

Одна из автостанций по дороге из Гандии в Гранаду.
Одна из автостанций по дороге из Гандии в Гранаду.

Два раза в дороге мы останавливались на 40 минут. Это было время для того, чтобы хорошо так сходить в туалет и перекусить в придорожном кафе. Ассортимент будто выдранный из любого нашего автовокзала или заправочной станции. Подсохшая пицца, что-то типа каппучино и стелаж со всяким печеньем и моторным маслом.

На автовокзалах в основном были автобусы Alsa. Признаться, других перевозчиков при планировании маршрута нам даже не хотелось рассматривать. (Например, в интернете предлагают сайт www.movelia.es, агрегатора по все автобусным компаниям. Не заинтересовал).

У Alsa существует два варианта автобусов — обычные (Normal) и комфорт (Supra Economy). Самый долгий перегон до Гранады мы ехали в обычном автобусе. Тут был кондиционер и, собственно, все. Да, автобус был двухэтажный, но весь нижний этаж занимал багажный отсек. В этом плане это было более гуманее, чем наши автобусы до какой-нибудь Пензы (с двумя людскими этажами).

Стандартный билет на автобус Alsa

За 9,5 часов дороги я толком не устал (если не считать зацикленных видеороликов на единственном телевизоре рядом с водителем). Остановки были постоянные (каждые 40-90 минут). Хорошие кресла. Да, к тому же за окном было все в первый раз.

А, вот, из Гранады в Севилью мы вынуждены были купить Supra Economy — у него было удобное время. Тут меньше кресел (компоновка 2+1 против обычных 2+2), они шире и с выдвижной подставкой для ног (расслабляет). В салоне работал прерывистый вай-фай (не очень быстрый). Перед началом поездки всем выдали бумажный пакет с бутылочкой воды и несъедобным бутербродом (не больше чем комплимент).

Салон автобуса Alsa класса Super Economy.
Салон автобуса Alsa класса Super Economy.

Какой-то глобальной разницы в комфорте я не заметил, но наличие вай-фая и подставки для ног было приятным бонусом. К тому же мы так устали из-за беготни по гранадской Альгамбре, что все три часа дороги спали.

Последний отрезок пути на автобусах — из испанской Севильи в португальский курортный городок Албуфейра мы также ехали в автобусе Alsa. При оформлении требовалось указать номер паспорта, но сами билеты продавались без мест. Использовалась наша любимая система — кто первый пришел тому и места жирнее. Мы пришли почти первые, потому нам повезло занять главные места у водителя. В Португалию мы въезжали через мост в HD-видом на все водительское двухэтажное окно.

По итогам недели использования автобусов скажу следующее:

  • Чем раньше купить билеты на автобус, тем они будут дешевле. За месяц до назначенной даты они могут быть на 20-30% дешевле, чем в день поездки. Скажем, если бы мы купили все билеты намного заранее, то удалось бы сэкономить где-то €80 — почти треть бюджета на поездки.
  • Чем раньше купить билеты на автобус, тем больше шансов взять места в первом ряду у водителя. Не берите места рядом с туалетом (в середине салона). Туалет работает, а столик перед вами крайне бестолков (скользкий и неровный).
  • Билеты онлайн нельзя купить неиспанской карточкой. То есть Сбербанк, Альфабанк не проведут вашу покупку. Мы использовали PayPal.
  • У Alsa отличная техподдержка. Общался с ними по фейсбуку на английском языке, и мы поняли друг друга.
  • Сильной разницы между Normal и Supra Economy моя спина и попа не ощутила. Так что ориентируйтесь в первую очередь на время отправления и цену.
  • Удобное время для поездок летом в Испании — это где-то в промежутке 12:00-16:00. День длинный, а пылающее солнце не вытаскивает из тебя все силы за несколько часов.
  • Автобусы останавливаются каждый час-полтора. Обязательно выходите на воздух чуть размяться.
 Барселона и Валенсия

Огромный, усеянный полосатыми флагами город. Мы стояли напротив Саграды Фамильи и убеждали себя, что заходить внутрь собора нет никакого смысла. Я настраивал селфи-палку-гоу-про, чтобы попытаться ей впервые воспользоваться (так за все путешествие она и не пригодилась). К нам подошел лысоватый низенький мужчина и спросил на русском языке, что мы думаем о соборе.

Евгений — гидЭто был мужчина, когда-то уехавший из Москвы, где-то либо в перестройку, либо вот-вот в начале 90-х годов. В итоге он нам предложил экскурсию: «Я сразу понял, что у вас денег нет, поэтому предлагаю экскурсию за … евро». Уже и не вспомню сейчас точных цифр. По воспоминаниям — для нас все равно было дорого.

«Как там в Москве?», — спросил он нас между делом. Мы ему стали говорить, что приедь он в Москву сейчас — не узнал бы город. Все разительно изменилось: пешеходные улицы, ремонт, транспорт. «Да, что там — городской велопрокат появился!», — сказал я ему. «И сколько стоит?» — «Да, немного — 30 евро за сезон с марта по ноябрь и катайся почти бесплатно». «Хэ, а вот в Барселоне заплатил за целый год и можешь хоть целыми днями ездить», — довольно возразил он.

Это был тот тип человека, который, уехавший из России, думает, что там по-прежнему так, как вот тогда. Жевачка, джинсы и молоко в треугольнике. Мы сразу поняли, что такого убеждать нет ни сил, ни желания. Мы ему ответили, что Барселона — не очень-то и интересный город. И как оказалось после — это была чистая наша путешественическая правда.

Барселона мне запомнилась торгашами гашиша на главной улице, дорогой паэльей, душным метро, очень аппетитной лавкой-хамонерией прямо под окнами нашей съемной комнаты и бесплатными лежаками на городском пляже.

Восходящая Луна на городском пляже в Барселоне.
Восходящая Луна на городском пляже в Барселоне.

Валенсия же абсолютно покорила. Я впервые в путешествии словил себя на мысли «Здесь бы я работал». Огромнейший город с прекрасным узким центром и широкими окраинами. Если бы в Москве больше старались, то, наверное, она была бы похожа на Валенсию. А, ведь, до этой поездки мне этот город казался таким Валенсиякурортным, бессмысленными и вялотекущим. Где пенсионеры на машине обгоняют пенсионеров-пешеходов в погоне за лучшим видом на закат.

Шикарное метро, в котором составы похожи на лимузины. Высушенное русло реки Турия. До бесконечности Чек из забегаловки в Валенсиифутуристичный район под названием «Город искусств и наук». Входная группа на железнодорожном вокзале из дерева и разноцветной плитки. Чтобы понять насколько город крут — закройте глаза и представьте, что арена для корриды может стоять в 100 метрах от железнодорожного вокзала. А она тут стоит в 100 метрах от железнодорожного вокзала.

В Валенсии впервые заказали тапасы. Оказалось, что это миф и не очень-то и вкусно. Нечто среднее между набором салатиков и разного хлеба с маслом. То есть тапас — это то, что завалялось в холодильнике. Шпроты с краюшкой черного хлеба — тапас. Оливье без горошка и мяса — тапас. Баклажнновая икра и три капли масла — тапас.

Одна из улиц Валенсии.
Одна из улиц Валенсии.

Мерседес и немцы

Я обещал эту главу написать на английском или немецком языке. I promised to write that chapter on english or german.

We had to going to Valencia from Barcelona on a train, but before at evening we decided to check Blablacar app. And we were fortunate. Two Germans (Alex and Jana) was transit going to seaside town Calp at the same time. Calp is town 2 hour road from Valencia.

Mercedes_Benz_280SWe had several messages with them and finally decide a point which from we start our road to Valencia. We had to spot them by old silver Mercedes. I imagined in my mind at once – two germans on old school vintage rattling Mercedes have a trip from Germany.

Барселона. В ожидании немцевAt the next day we go to the end subway station, right on the outskirts of the city. We grabbed some china noodles and 200 grammes of the best jamon from jamoneria, which located near our first apartment in Barcelona. I thought we will eating it all the road together (ha-ha, but our drives were vegetarians).

Guys were young and a car is not too old, but with conditioner! We expected 400 km of road and a conversation on english (for the first time).

In that story everything was for the first time. We used the Blablacar for the first time, had english conversation for the first time, went across the Spain on the car for the first time. I think we coped with that trip. Besides guys was very sociable and said for us more simple words and sentences.

They had been absolute, one hundred percent Germans, of course. Alex was, maybe, typical der Bürhger, you know – blonde hair with blue eyes. And Jana had reminded me my friend from Ukraine. She had something slavic features and she was talking english more understandably. But, of course, these two was absolute Germans.

They are musicians, and their job was playing in the street for citizens. We offered them to start learning some russian-folk song, if they are going to Calp – the place is where a lot of russian tourists. By the way, they didn’t remember any russian songs, except for one song that tune i didn’t identify.

Our trip to Valencia was 6 hours, because we used to go by free roads through small Spain towns. We reached our drivers to speak in russian: ≤My name is Jana, and i’m 23 years old≥. And they give to us great practice of fluent english.

From Barcelona to Valencia.
From Barcelona to Valencia.

They have never been in Russia, but they knew taste of russian beer – and they liked it. They didn’t know any russian word except one (and it’s amazing) – Nazdorovie. And I do not understand why every foreigner knows that unpopular word in Russia.

Instead of Valencia they take us direct to Gandia. Then the mercedes with two Germans disappeared in Calp way, and we did go to the sea.

Thanks, Alex and Jana!

Жара

До начала путешествия синоптики и друзья убеждали, что ехать в Испанию в июле не надо — очень жарко. Они прогнозировали невыносимую температуру, где-то +40. На практике с жарой мы столкнулись единожды — в городе Севилья. Там и правда было днем даже выше чем +40. Стояло палящее солнце. Выходя из отеля мы как никогда крепко намазались солнцезащитным кремом. Опыт волыдрей от солнечного ожога у меня хорошо остался в памяти после посещения Швейцарии.

Возможно нам удалось спастись от жары из-за того, что все поездки между городами были запланированы на полдень. Утром мы выезжали, когда солнце только готовилось пылать, а приезжали уже, когда пик был пройден. В Барселоне, Гандии, Валенсии было больше душно, чем жарко. Из Гранады нам удалось выехать в 12 по полудню, но жарень настигла в Севильи. В нее мы приехали в 15:00.

Севилья. Центр города в 16:00. Между улиц и на площадях растянуты тканевые навесы. Они создают тень и не дают так сильно жарить солнцу.
Севилья. Центр города в 16:00. Между улиц и на площадях растянуты тканевые навесы. Они создают тень и не дают так сильно жарить солнцу.

От автовокзала к гостинице мы продирались от тени к тени. По городе редко ездили машины, светофоры работали впустую. Выходной день всеобщая в стране августовская сиеста закрыли все магазины, работали только кафе и рестораны в центре. Местных жителей не наблюдалось — в городе бродили только туристы.

Утро в Гранаде На пути к АльгамбреНа многих торговых улицах между домами были натянуты брезенты. Прямо как в Гранаде. Такие штуковины снижали общую температуру в тени с «очень жарко» до «вполне комфортно». Скажу, что даже гуляя в самую жару я так и не ощутил чего-то невыносимого. То есть была некая температура в которую ты можешь одеть только шорты и футболку и не беспокоиться, что ты замерзнешь. Наверное было так хорошо из-за не такой тяжелой влажности, которая бывает, например, в Москве.

Помимо натянутых брезентов испанцы придумали бороться с жарой с помощью распылителей воды. Удивительный механизм — раз в несколько секунд по всему периметру кафе из краников выпускается холодная вода, которая тут же превращалась в водяную занавесу. Чем дороже кафе, тем чаще этот механизм работает. Где-то вода выпускалась каждые 10 секунд. Из-за такой занавесы под зонтиками и навесами создавались совсем комфортные условия — сиди и кушай паэлью.

Одна из центральных улиц Севильи. Почти каждое кафе с распылителями воды.
Одна из центральных улиц Севильи. Почти каждое кафе с распылителями воды.

Как мадридцы прогорели на квартирах и про пляжи

Мадрид находится всего в 4 часах езды от южного побережья Испании. Поэтому в свое время весь этот берег, поближе к морю, был застроен скучными высотками. У каждой многоэтажки сделали отдельный вход через домофон, а территорию огородили забором. Разумеется на придомовой территории мадридцы выкопали по 25-метровому бассейну и наняли румынов, чтобы каждое утро они этот бассейн чистили. Летом в таких приморских городках были пробки из дорогих машин, на пляжах негде было расстелить полотенце, а в кафе люди отстаивали часовые очереди.

Но наступил кризис. В купленные в кредит квартиры мадридцев перестали приезжать отдыхающие. Цены на недвижимость рухнули. Испанцы и прочие туристы не захотели платить сотни евро за ночь в таких апартаментах. И сейчас, в приморских городках можно спокойно бродить по побережью, в любое время занимать место прямо у моря (на первой линии) и не отстаивать часы в рестораны.

В таком приморском городке, облюбованном когда-то мадридцами — Гандия — мы провели три дня. На многих окнах многоэтажек висели растяжки «Сдается». Как нам объяснили, раньше таких плакатов практически не было, все сдавалось задолго до курортного сезона.

Вечер на пляже в Гандии.
Вечер на пляже в Гандии.

В Гандии меня поразило теплое соленое море, чистый песчаный пляж и качественная инфраструктура. Через каждые сто метров в пляж врезались деревянные помосты, по которым удобно было пройти чуть ли не к самой воде. У моря везде были спасательные будки в виде двух высоких деревянных стульев. После купания можно зайти в один из десятков душей и смыть с себя соль и песок.

По берегу ходили пенсионеры, редко проезжали дорогие автомобили. Даже в самый дорогой ресторан мы уселись без резерва. За три дня в море мы искупались почему-то только один раз. Вечером купаться опасно — к берегу подплывают медузы и могут ужалить. А ночью купаться так и вообще запрещено. Даже у моря есть график работы.

Мы думали, что успеем покупаться в Португалии.

В португальскую Албуфейру мы приехали с расчетом «Не вылазить из воды». Церковь в АлбуфейреНо мы просчитались. Так как Португалию омывает океан, то и вода тут океаническая. И как следствие — всегда холодная. В самый пик лета она не превышает +20. У нас было +17. В воду я залез только из уважения к океану. Когда еще так искупаешься.

Албуфейра оказалась совершенно противоположным Гандии курорту. На узкой полоске пляжа — между океаном и горами было не протолкнуться. Вокруг была одна молодежь. В самом городке одни ирландские и английские пабы. Песок тут был наполовину с ракушками. В воде плавали водоросли и мусор.

Сюда, на южный берег Португалии слетаются англичане, французы и немцы. Для них это самые близкие пляжи эконом-класса.

Главное впечатление от Албуфейры — непрекращающийся туман, который стоял те два дня, что мы тут пытались отдыхать. Самым лучшим временем для посещения пляжей оказалось ранее предрассветное утро. По пляжу катались трактористы и собирали вчерашний мусор. На столиках кафе спали коты, а море набирало силы после вечернего отлива.

Утро на пляже в Албуфейре. Тракторы ровняют песок и сгребают большой мусор.
6:30 утра на пляже в Албуфейре.

Украинский вопрос

Мы встретили много украинцев: певицу в курортной Гандии, официантку в Албуфейре и бродягу в Лиссабоне. Они говорили по-русски, но все были с Украины. Это я только сейчас понимаю, что их и правда было многовато для 10 дней.

Мы убирали свои вещи в камеру хранения на вокзале в Лиссабоне, когда в тесный зал вошел бродяга с мешком за спиной и зажигалкой в руках. Он методично зажигал огонь и подносил его к ячейкам, где падали монеты со сдачи. Не знаю бормотали ли мы, но он разговаривал с самим собой на русском языке: «Бывает люди забывают одну-другую монетку». «А я что, зачем я поеду обратно? Я с востока, а там сейчас война», — продолжал свой мотив бродяга, проверяя все ячейки. Так ничего не найдя он вскользь пожелал удачи (может быть нам) и ушел.

Билетики в Португалии«Я не знаю португальский, да тут и не нужно его знать. Немного английского и все. У меня мама 10 лет здесь работает — языка и не знает», — радостно рассказывала нам официантка, когда мы заказали морское ассорти в одном из ресторанов Албуфейры. «Что делать в Ужгороде? Работы нет. А тут за сезон можно много заработать. Правда работаем каждый день. Даже ни разу на море не была. Но деньги очень хорошие», — то ли жаловалась, то ли гордилась девушка. «Вообще, русские здесь редко бывают. Тем более в этом году из-за кризиса не так много людей. В основном англичане, немцы». «А как же в не кризис было?», — подумал я, ведь даже в этот ресторан сейчас нам пришлось остоять мини-очередь. По итогам поедания рыбной тарелки я понял, что океаническая рыба на вкус одинакова — отличается только количеством и размером костей.

С другой украинкой мы не разговаривали. Ее роль была исполнять разные старческие и популярные песни для гостей ресторанов в Гандии. Пела она под фонограмму, одета была так себе. Телосложение выдавало в ней славянскую кровь. «Она тут который сезон поет. В Гандии есть правило, что музыканты каждый вечер работают в разных ресторанах. Завтра она будет петь в другом месте», — объяснили нам во время застолья.

Рассвет в Альгамбре.
Рассвет в Альгамбре.

Вино Верде

Я ничего не понимаю в вине. И всю эту мишуру в виде сомелье и дегустаций считаю не больше чем ритуалом.

Поэтому раньше я пил просто — либо красное, либо белое. Российское, итальянское, чилийское — вкусовой разницы не существует. С пробкой или без — все одно.

Logo Vinho VerdeПо прибытию в Лиссабон увидели подсказку, что в Португалии (и только в ней) есть «зеленое вино», оно же Vinho Verde. В первый же вечер, в ресторане рядом с маршрутом 17, удалось выцепить столик на улице без навящего мужского Фаду. Здесь был музыкант, который играл на гитаре металлику и битлз в тихой аранжировке фламенко. К рыбе заказали грин вайн. И вот что я вам скажу.

Я теперь похож на тех ребят, которые ищут в магазинах что-то конкретное. Кому надо без лактозы, без глютена, все по Дюкану. А для меня теперь есть вино Верде и всё остальное — настолько оно хорошо.

Его слабая игристость не похожа на шампанское. Деликатные пузырьки. Вино не крепкое — около 10%, и подходит ко всему. Его даже можно пить без ничего. Самостоятельный напиток.

Оказалось, что в Москве очень даже много винных магазинов. Наконец-таки я нашел смысл в существовании магазина «Ароматный мир». Недорогая по вину сеть «Отдохни». «Симплвайн», «Стокманн». Но у них не так велик выбор португальских вин, а Верде и вовсе редок.

Сейчас за Верде придется выложить около 500 рублей.

Океан

 

1 Comment

  1. Спасибо! Особенная благодарность за высокую оценку вина — просто бальзам на душу))) Теперь Gazella в наших торговых точках всегда высматриваю))))
    Была осенью в Лиссабоне — сказка! (хотя домой, в Москву, неистово захотелось день на 10-ый:)).

Comments are closed.